Актуальность данного исследования обусловлена во многом нередкими высказываниями работодателей, разочарованных опытом целевой подготовки специалистов: «Сегодня не все понимают важность работы по развитию у выпускников необходимости профессиональной мобильности, стрессоустойчивости в жестких условиях конкуренции на рынке молодых специалистов, а большинство выпускников, вообще, с трудом представляет себе проблемы профессиональной жизни (ненормированный график работы, выполнение непрямых функций, наличие сложного человеческого фактора на производстве и т.д.). И причина этих проблем скрыта в устаревших формах профессиональной ориентации, которые во многом не соответствуют требованиям реальной жизни, а новые еще не сформированы». Сложно отрицать справедливость данных упреков со стороны главной заинтересованной стороны в получении качественного «продукта» от образовательных учреждений (да простят нас коллеги и студенты).
Действительно, профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию обучающейся молодёжи личностно-ориентированной консультативно-информационной помощи в выявлении возможностей реализации потенциала личности на рынке труда в соответствии с потребностями последнего. Сегодня главным становится не развитие способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии у будущего специалиста, а потребности рынка и заказчиков в условиях многоукладности форм собственности и предпринимательства.
В современных условиях профессиональное самоопределение характеризуется рядом особенностей, в их числе:
- расширение пространства выбора профессионального пути;
- негарантированный характер занятости;
- динамичность и неопределенность структурной занятости;
- социальное неравенство, касающееся шансов различных категорий молодежи в выборе профессии и профессиональном образовании;
- повышение собственной ответственности за принятие индивидуального решения.
Все острее становится задача подготовки молодежи к социально-экономическому активному отстаиванию себя в жестких условиях конкуренции, развитие стрессоустойчивости в трудовой деятельности в целом, а не только в рамках определенной профессии. Новой задачей профориентации становится содействие формированию жизненных моделей, включающих трудовую деятельность в качестве основного элемента.