Министр сообщила, что работа над проектом, определяющим развитие образования в России до 2030, а, возможно, и до 2035 года (в Китае аналогичная национальная стратегия прописана до 2050 года включительно), будет интенсивной: проект предполагается внести в Правительство в 2020 году.
Представители педагогической науки и образования, управленцы, общественники откликнулись на пожелания главы Министерства просвещения с пониманием. По словам одного из экспертов, образовательное ведомство могло быограничить процедуру работы над текстом стратегии и ее последующее обсуждение своими стенами. Широкой же публике представить готовый продукт. Но этого не произошло: стратегия развития национального образования стала «приятным и неожиданным» исключением из общего правила.
Чиновники пошли другим путем – путем широкого общественного обсуждения готовящегося документа в формате «стратегическая сессия плюс открытый диалог на сайте Минпросвещения России в режиме онлайн». Тем самым ведомство ясно дает понять, что отклик на «Стратегию...» рассчитывает получить как от специалистов, так и от «болельщиков» образования − родителей учащихся, от представителей всех заинтересованных социальных слоев. Именно такая стратегия разработки документа, полагает Максим Дулинов, является «первым шагом к реальному улучшению качества образования».
На протяжении многочасовой сессии, разбившись на ролевые группы («Учитель», «Ребенок», «Родитель», «Государство», «Общество»), эксперты обсуждали проблематику общего образования, его уязвимые зоны и то, какой общество хочет видеть школу в обозримом и отдаленном будущем. Выявляя болевые точки, они просчитывали, что нужно сделать, чтобы ту или иную «боль» (ключевое понятие на сессии) и связанные с ней проблемы избежать.
Тезис о необходимости учитывать разные точки зрения на развитие образования стал сквозным в процессе групповой работы. По мнению Татьяны Клячко, сегодня очень сильное влияние на развитие территорий оказывает близость их к Москве и Санкт-Петербургу. Или удаленность, допустим, от Дальнего Востока. Последняя может даже привести к формированию специфической региональной культуры. Эти факты и приводят к необходимости признать распространенную идею передачи полномочий по финансированию общего образования на федеральный уровень «крайне опасным заблуждением».
Сеять образование, подобно кукурузе, от Москвы до самых до окраин вряд ли имеет смысл, не ответив прежде на вопрос, во что такое сеяние обойдется с учетом всего разброса региональных условий.
Одной из важнейших назвали участники стратегической сессии проблему выбора школы для ребенка. Впрочем, для 6 из 16 миллионов российских школьников, живущих вне городов, актуальна другая проблема − есть в поселке школа или нет? И довезут ли до нее учеников? Организовать в Якутии, которая равняется пяти Франциям, подобие системы образования Французской республики будет очень трудно и вряд ли целесообразно, считают специалисты. Свои предложения по разрешению этих и других головоломных задач отечественной школы эксперты сформулируют в самое ближайшее время.